Образовательная программа

                                                                Пояснительная записка

                                                  Перемены, происходящие в современной России, диктуют необходимость поиска новых путей развития системы дополнительного образования детей, понимая это педагогический коллектив ДЮСШ разрабатывает образовательную программу, которая предназначена для осмысления ситуации, определения приоритетов выбора методов решения поставленных целей и задач, способов координации действий и механизмов коррекции изменений, которые затрагивают широкий спектр отношений личности и общества. Невозможно переоценить роль социального окружения в процессе развития детской личности. Дополнительное образование-это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития. Оно способно влиять на качество жизни, приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Среди задач, решаемых учреждениями дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды. Основное предназначение ДЮСШ развивать индивидуальные способности детей, удовлетворять потребность в приобретение навыков здорового образа жизни создавать условия для реализации данной образовательной программы. С точки зрения социальной педагогики, дополнительное образование не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Важными аспектами дополнительного образования являются: работа с семьей, оказание специфических образовательных услуг, учет интересов детей и родителей при составлении образовательных программ, усиление работы по месту жительства, тесное взаимодействие с семьёй, ближайшим социумом. Миссия школы по отношению к обучающимся: обеспечение доступности качественного образования обучающихся при сохранении здоровья, формировании активной творческой позиции; Миссия школы по отношению к педагогическому коллективу: обеспечение условий для творческой самореализации, профессионального и личностного роста преподавательского состава. Стимулирование качества работы тренеров-преподавателей по ее результатам, сохранение здоровья преподавательского состава. Миссия школы по отношению к родителям: обеспечение условий для родительского влияния на учебно-воспитательный процесс, пропаганда ЗОЖ среди родителей. Вовлечение родителей в общественное управление школой. В 2015-2020 годы педагогическим коллективом школы определены следующие цели и задачи:
                              Цель: «Создание условий для самоопределения и самореализации личности, для мотивации и физического совершенствования в содержании деятельности учреждения, отвечающей его интересам и возможностям с опорой на всестороннюю поддержку педагогического коллектива, обеспечивающую определение оптимальных путей реализации интересов и способов преодоления препятствий на пути к достижению желаемых результатов». Основными задачами Учреждения является создание условий для: • личностного развития детей, их адаптации к жизни в обществе; • предоставление каждому учащемуся свободного выбора образовательной программы различной направленности • стимулирование физической творческой активности учащегося • организация содержательного досуга на основе занятий спортом; • всесторонней заботы о сохранности жизни и здоровья, формирование нравственности на основе концепции здорового образа жизни; • реализация комплексной программы воспитания детей, направленной на реализацию индивидуальности личности; • совершенствование профессионального мастерства педагогов; • вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку; • воспитание у учащихся активной гражданской позиции; • развитие всесторонне развитой личности.
                           Вся работа педагогического коллектива направлена на решение основной задачи – подготовка спортивного резерва в сборные команды Приморского края, ДВФО, России, достойно выступать на соревнованиях различного ранга и показывать высокие достижения. Законодательная база образовательной программы.  Конституция Российской Федерации.  Конвенция о правах ребёнка  Закон РФ «Об образовании в РФ».  Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"  Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27).  Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.  Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 годы» Содержание и организационные формы физического и нравственного воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности • Принцип гуманности воспитания, предполагает отношение педагога к воспитанникам, как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия. • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. • Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. • Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление физического и нравственного воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации. • Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям и учащейся молодежи в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении. Информационно-аналитическая справка МБОУДОД«Детско-юношеская спортивная школа» – учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, является центром физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в городе .
                          Цель работы – реализация программ физического воспитания детей и организация физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. ДЮСШ в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, Указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приморского края, Уссурийского городского округа, Уставом ДЮСШ.
Ведомственная подчиненность:
                        ДЮСШ - системы образования (управление образования и молодежной политики Уссурийского городского округа). Школа имеет соответствующую бессрочную лицензию на ведение образовательной деятельности. Согласно штатного расписания, администрация школы состоит из директора и 2-х  заместителей директора. Учебно-тренировочный процесс проводится тренерами – преподавателями. Количество тренеров определяется штатным расписанием и фондом заработной платы школы. Кроме вышеуказанных штатных единиц, школа имеет обслуживающий персонал. В ДЮСШ реализуются образовательные программы физкультурно-спортивной направленности, которые обеспечивают полноту учебно-тренировочного процесса с воспитанниками всех возрастных групп. Характеристика социума На территории Уссурийского городского округа 73 образовательных учреждений, из них 36 основных общеобразовательных школы; 5 учреждений дополнительного образования детей, 37 детских садов. ДЮСШ сотрудничает с общественными и муниципальными организациями округа в подготовке и проведении соревнований и различных мероприятий. Так совместно с ЦДТ были проведены такие мероприятия ,как акция «Мы выбираем здоровье», «Логмоб», «Президентские состязания». Оказывается помощь в проведении различных мероприятий управлению культуры, управлению по делам молодежи, физической культуре и спорту. Для обеспечения учебно-тренировочного процесса школа использует, как свою собственную спортивную базу, так и базы округа с которыми заключены договора о сотрудничестве. Воспитательная работа. Воспитательная работа в школе строится исходя из управления процессом развития личности. Важнейшим аспектом является максимальное снижение негативного влияния социума на личность. Воспитательная работа ведется по двум направлениям с воспитанниками и семьей. Личностное развитие детей - одна из основных задач коллектива педагогов. Высокий профессионализм тренеров-преподавателей школы способствует формированию у воспитанников способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. Специфика воспитательной работы состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно в спортивно-оздоровительных лагерях, а так же на соревнованиях, где используется и свободное время. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа тренера-преподавателя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирования общего подхода к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, контроль посещаемости и успеваемости в школе, на профилактику наркозависимости, алкоголизма и табакокурения. Тренеры-преподаватели привлекают родителей к участию в воспитательных аспектах в процессе учебно-тренировочных занятий, что ведёт к созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в учреждении и за его пределами. В ДЮСШ ведётся профильная подготовка направленная на приобретение воспитанниками профессии тренера-преподавателя и ориентированная на поступление в спортивные ВУЗы и СУЗы . Содержания социального заказа Социальный заказ является отражением социально-педагогических целей общественных институтов к условиям развития личности, её способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. ДЮСШ организует свою деятельность с учётом интересов и потребностей жителей округа, выполняет социальный заказ. В связи с меняющимися интересами и потребностями основных потребителей услуг школы, меняются и сами предлагаемые услуги. Большая работа проводится для изучения спроса и потребностей. Таким образом, выявление содержания социального заказа становится сегодня одной из наиболее актуальных задач, от решения которых зависит сама возможность функционирования школы. Для изучения социального заказа мы выделили несколько ведущих мотивов, которыми руководствуются наши непосредственные заказчики - родители и дети. Анализ анкетирования показал, что родители ожидают, что занятия в ДЮСШ помогут их детям стать здоровыми, всесторонне развитыми людьми. Дети хотят заниматься в ДЮСШ, что бы реализовать свои возможности, поучаствовать в соревнованиях, найти друзей и с пользой провести свободное время. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса в спортивной школе регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Учебный план составлен в соответствии со следующими документами : -Закона РФ «Об образовании»; -Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей ; -Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации утвержденных приказом Минспорта Россииот «24» октября 2012 г. № 325 -СанПиН 1251-03.Постановление Государственного санитарного врача РФ №27 от 03.04 2003 г.; -Устава ДЮСШ; • - стандартных, примерных, авторских программ по видам спорта. Учебный план соответствует основным целям учреждения и отражает его специфику, имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. В учебном плане указаны : -разделы программы; -количество часов по программе в неделю; -количество часов по программе в год. Учебный план включает в себя этапы обучения: спортивно – оздоровительный, начальной подготовки и учебно–тренировочный. Спортивная подготовка многолетняя, круглогодичная. Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы. С увеличением общего годового объема часов изменяются по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую подготовку. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляются в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
                              СПОРТИВНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП(СОГ) – учебно-тренировочный процесс осуществляется при недельной нагрузке – до 6 часов, направлен на укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей, формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще, овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и воспитание трудолюбия, развитие физических качеств, достижение физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности. СОГ охватывают все культивируемые виды спорта. Занятия в группах СОГ позволяют привлекать в ДЮСШ разновозрастной контингент детей, решать вопросы массовости, набора и отбора учащихся, популяризировать здоровый образ жизни.
                              ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ(НП) – учебно-тренировочный процесс происходит в группах Начальной подготовки – 1год и 2-3-й год обучения. Задачами данного этапа являются: отбор детей для систематических занятий спортом, с учетом возраста и выявления задатков и способностей детей. Начального освоение техники и тактики выбранного вида спорта. Формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом, приобщение детей к здоровому образу жизни. Этап начальной подготовки характеризуется постепенным наращиванием объема и интенсивности физических нагрузок, воспитанием черт спортивного характера.
                             УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП(УТ) содержит две отдельные составляющие начальной специализации (до 2 лет занятий) и углубленной (3-5 лет). Характерным является постепенное увеличение количества учебных часов, рост объема и интенсивности физических нагрузок. Целенаправленно осуществляется работа по совершенствованию техники и тактики. Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях. Совершенствованием техники и развитием специальных физических качеств. Режим работы на каждом этапе спортивной подготовки определяется нормативно-правовыми документами регулирующими деятельность спортивных школ. Основные виды содержания спортивной подготовки.
                             Физическая подготовка включает: 1.Общую физическую подготовку (ОФП), направленную на повышение общей работоспособности; 2.Специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств.  Технико-тактическая подготовка включает базовые упражнения, специальные, вспомогательные, характерные для данного спортивного направления. Тактику ведения спортивных состязаний.  Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал распределяется на весь период обучения, учитывая возраст занимающихся и излагается в доступной для них форме. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно. 
                            Инструкторско-судейская практика. Одной из задач ДЮСШ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении спортивных соревнований в качестве судьи. Решение этих задач осуществляется на УТ этапе и продолжается на последующих этапах подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. 
                            Контрольно-нормативные мероприятия проводятся в целях объективного определения перспективности спортсменов и своевременного выявления недостатков в их подготовке. Проводится регулярное тестирование и заносится в протокол. 
                             Участие в соревнованиях , УТС проводятся в соответствии с календарем спортивно-массовых мероприятий.  Восстановительные мероприятия используются для восстановления работоспособности учащихся ДЮСШ. Используется широкий круг средств и мероприятий педагогических, гигиенических и психологических с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена. 
                             Медицинское обследование. Проводится вне сетки часов. В задачи контроля входят: диагностики спортивной пригодности ребенка; оценка его перспективности, оказание первой доврачебной помощи. Расписание занятий. Спортивная школа организует работу с постоянным составом занимающихся в течении года . Начало учебного года 1 сентября. Расписание занятий соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям) СанПиН 2.4.4.1251-03», утверждённым Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.04.2003 г. (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 № 4594). Расписание составлено с учётом того, что обучение в ДЮСШ является дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательные учреждениях - между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением ДЮСШ соблюдается перерыв для отдыха не менее часа; - занятия в ДЮСШ начинаются не ранее 8-00, заканчиваются не позднее 22-00 часов. Условия зачисления и перевод обучающихся в группу следующего года обучения. Минимальный возраст зачисления детей в ДЮСШ по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) – СанПиН 2.4.4. 125103 (приложение № 2) утверждённые Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27.
                            Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся – 18 лет . При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей раннего возраста (3 лет). Условиями данного набора является: -наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребёнка; -наличие учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста; -сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой; -наличие у тренера-преподавателя, привлечённого к работе с детьми раннего возраста квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается ДЮСШ и доводится до сведения общественности. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами. Зачисление учащихся в ДЮСШ производится по заявлению поступающего при согласии родителей и медицинском заключении о состоянии здоровья. Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета, стажа занятий с учетом выполнения ими контрольно-передовых нормативов, наличия установленного спортивного разряда, заключения врача. Обучающиеся, не выполнившие контрольные нормативы по профилирующему виду спорта, могут оставаться на повторный год обучения (не более одного раза на каждом этапе) или переводиться в спортивно-оздоровительные группы. Зачисление и выпуск обучающихся оформляются приказом директора спортивной школы. Обучающиеся, переданные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, не входят в количественный состав групп, но считаются воспитанниками ДЮСШ и могут выступать за ее команду. Для доукомплектования группы в нее могут быть зачислены обучающиеся с предыдущего года обучения. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость данной группы сохраняются до окончания каждого этапа обучения. Цели и задачи этапов подготовки Спортивно-оздоровительный этап-укрепление здоровья, улучшение физического развития учащихся, обеспечение физической и координационной готовности к выполнению простейших упражнений, привитие стойкого интереса к занятиям спортом. Начальной подготовки -укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, овладение основами техники ,выявление задатков, способностей и спортивной одаренности. Учебно-тренировочный – укрепление здоровья, повышение разносторонней физической и функциональной подготовки, углубленное изучение основных элементов техники, приобретение соревновательного опыта . Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с учебной программой. Этап подготовки Период обучения (лет) Минимальная наполняемость групп (чел.) Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (чел.) Максимальный количественный состав группы (чел.) Максимальный объём тренировочной нагрузки в неделю (час.) Тренировочный этап (этап спортивной специализации) первый год Устанавливается учреждением 10-12 20 12 второй год 9-11 20 14 третий год 8-10 16 16 четвертый год 7-9 14 18 пятый год 6-8 12 20 Начальной подготовки первый год Устанавливается учреждением 14-16 30 6 второй год 12-14 24 9 Спортивно- оздоровительный весь период 10 12-15 30 до 6* Характеристика учебных программ. Занятия в ДЮСШ проводятся по образовательным программам, разработанным и утверждаемым учреждением на основе примерных, авторских и типовых программ по видам спорта, допущенных федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, и (или) образовательным программам, рекомендованным федеральным органом управления в сфере образования. Спортивная школа работает по модифицированным программам физкультурно-спортивной направленности. Программы составлены в соответствии с Законом РФ « Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Минспорта России . Программы содержат : -нормативно-правовую часть ,регулирующую деятельность ДЮСШ ; -рекомендации по построению ,содержанию и организации учебно-тренировочного процесса. Учебные программы для ДЮСШ рассчитаны на 2-3 года обучения в группах начальной подготовки и 4-5 лет в учебно–тренировочных группах ,а так же в спортивно –оздоровительных группах. Нормативная часть программ включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, ОФП,СФП,ТТП, программу теоретической подготовки , систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику ,контрольно–переводные нормативы по годам обучения . Методическая часть включает в себя учебный материал по основным видам подготовки ,его распределения по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему тренировочных и соревновательных нагрузок ,содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно–тренировочных занятий , организации медицинского и педагогического контроля. Образовательные программы обеспечивают создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения самореализации личности ребенка.
                      Методической обеспечение образовательного процесса. Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на уровне: Научно-педагогической помощи -разработка и внедрение образовательных учебных программ физкультурно-спортивной направленности. Участие в семинарах для тренеров-преподавателей по видам спорта с целью изучения передовых и представления собственных разработок по различным направлениям видов спорта. Консультативно-методической помощи Проведение педагогических и тренерских советов в рамках ДЮСШ. Методические семинары и консультации с привлечением учителей физической культуры общеобразовательных школ. Организация и проведение муниципальных и краевых соревнований. Аттестация тренеров-преподавателей ДЮСШ.
                       Повышение квалификации. Изучение передового опыта работы в области спорта и физической культуры. Участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней, и в их судействе. Участие в муниципальных, краевых конкурсах и семинарах, семинарах и курсах по судейству соревнований. Обеспечение современной методической литературой. Изучение правил соревнований и изменений в них. Самовыдвижение на присвоение квалификационной категории.
                        Самообразование. Этапы и формы контроля Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
-тестирование детей;
-сдача контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;
Для анализа и корректировки ДЮСШ своей деятельности используются следующие критерии:
а) на спортивно-оздоровительном этапе; -стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; -уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения основами физической культуры и навыков самоконтроля;
б) на этапе начальной подготовки: -стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; -динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; -уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
в) на учебно-тренировочном этапе: -состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся; -динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
-уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок , предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
-выполнение нормативов массовых спортивных разрядов. Основными показателями в оценивании результатов развития воспитанников является выполнение контрольно-переводных нормативов, по общей и специальной физической подготовке, теоретической подготовке в учебных группах, в соответствии с нормативными требованиями учебных программ по видам спорта.
                      Прием контрольных нормативов проводится один раза в год: - итоговые - переводные тесты по общей физической и специальной подготовке (май). Утверждение контрольных нормативов определяются тренерским советом в соответствии с учебной программой по каждому виду спорта, рабочей программой тренера-преподавателя. В учебных группах при оценивании результата развития и достижений воспитанников учитывается также выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями по годам обучения.

МБОУ ДОД ДЮСШ УГО 
Адрес 692519, г. Уссурийск, ул. Володарского,61
Телефон: (4234) 322265, факс: (4234)322265
Электронная почта: sportschoolu@yandex.ru 

 

Яндекс.Метрика